Теория Джемса-Ланге
У. Джемс и К. Ланге почти одновременно независимо друг от друга высказали одну и ту же точку зрения. Согласно их взглядам первичными являются вызываемые внешними и внутренними раздражениями телесные процессы.
У. Джемс в своё время отмечал, что «мы печальны, потому что мы печалем; мы гневаемся, потому что кричим и стучим; мы боимся потому что дрожим. Исключите из боязни биение сердца, задержанное дыхание, дрожание тела, мускульную слабость, особое состояние внутренних органов; исключите из гнева порывистое дыхание, прилив крови к лицу, расширение ноздрей, сжатие зубов, прерывистый голос, анрессивные движения; исключите из печали слёзы, вздохи, рыдания, мимику отчаяния, задержку дыхания. И что же останется? — Чистое, бледное, бесцветное состояние организма. Бестелесная эмоция — это нечто несуществующее» (У. Джемс, 1890).
Поскольку эмоции обусловлены телесными процессами в организме, а не на оборот, можно воздействовать на эмоции через изменение их внешних выражений.
Схема вазомоторных реакций и вызванных ими эмоций у К. Ланге выглядит следующим образом:
- ослабление двигательной иннервации = разочарование;
- ослабление двигательнойт иннервации + сужение сосудов = печаль;
- ослабление двигательной иннервации + сужение сосудов + судороги органических мускулов = страх;
- ослабление двигательной иннервации + расстройство координации = смущение;
- усилиние двигательной иннервации + судороги органических мускулов = нетерпение;
- усиление двигательной иннервации + судороги органических мускулов + расширение кровеносных сосудов = радость;
- усиление двигательной иннервации + судороги органических мускулов + расширение кровеносных сосудов + расстройство координации = гнев.
Следовательно, физиологические изменения рассматриваются в данной теории не как следствие переживаемых эмоций, а как их источник.Правда, эмоции трактуются как акты сознания, т. е. эта теория по-прежнему остаётся в рамках интроспективной психологии.